ЭПАС, ASTP или Рукопожатие в космосе - 1975
21 июля 2020
17 июля 1975 года, околоземная орбита над Эльбой. Человечество совершило прорыв международной дипломатии в антураже переднего фронта науки и техники. Произошло историческое космическое рукопожатие Алексея Леонова и Томаса Стаффорда, и это в разгар Холодной войны, в то время как на Земле Советские специалисты помогли достроить Берлинскую стену, а американцы покинули Сайгон силами «Порывистого ветра». Сегодня, 21 июля 2020 мы отмечаем 45-летие успешного возвращения экипажа «Союз-19» на Землю.
Давайте поговорим о стыковке космических кораблей «Союз-19» и «Аполлон», с советским и американским экипажами.
«Союз-Аполлон» в разрезе - иллюстрация
Этот красивый символический жест был подготовлен заранее и получил название «ЭПАС» (Экспериментальный Полет Аполлон-Союз). Все началось в начале семидесятых годов. В октябре 1970 года в столице Советского Союза состоялась встреча президента академии наук СССР Мстислава Келдыша и директора NASA Томаса Пейна. Они обсуждали возможность эксперимента по спасению космических экипажей на орбите, но обсуждение началось еще раньше, в формате переписки по инициативе Пейна. Далее 24 мая 1972 года встретились председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин и президент США Ричард Никсон. Они подписали в Москве «Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». В документе, в том числе, было прописано намерение провести эксперимент по стыковке космических кораблей на орбите. После этого настали 3 года активной подготовки к полету. Пять рабочих групп регулярно встречались в Москве и Хьюстоне, в 1973 году они начали наземные испытания взаимодействующих систем аппаратов и тренировки космонавтов с астронавтами.
Команды инженеров обеих стран решили ряд задач, вызванных существенными различиями в подходе к космическому кораблестроению. Например, в корне отличались системы связи, электроника, и, самое главное, даже атмосферы на борту летательных аппаратов. На советском корабле поддерживали атмосферу, приближенную по составу к земной (кислородно-азотная смесь), а на американском астронавты дышали чистым кислородом под пониженным давлением ≈0,35 от атмосферного. Принципиально отличались системы вентиляции и аэрокондиционирования, поэтому прямое сообщение атмосфер кораблей привело бы к сбою в работе автоматики этих систем, так что простой переход из корабля в корабль был невозможен. Обычное шлюзирование также не годилось для целей стыковки, потому что неизбежно привело бы к декомпрессионной болезни при переходе из «Союза» в «Аполлон». Для решения этой проблемы разработали стыковочно-шлюзовой отсек, который был выведен на орбиту «Аполлоном». Космонавты, переходящие в другой корабль, должны были 3 часа провести в отсеке для адаптации к новой атмосфере. При перемещении из «Союза» в «Аполлон» нужно было ждать, пока из крови выйдет азот. В итоге американцы осознали преимущество советского подхода к формированию искусственной атмосферы и на Шаттлах от кислородной атмосферы уже отказались.
Стыковочный отсек стал инновационным для своего времени. До 1975 года все космические корабли оснащались стыковочными модулями, функционирующими по схеме «штырь – конус». Метафорически говоря, один аппарат при такой стыковке «доминировал» над другим. Ни СССР, ни США не пожелали оказаться «конусом». По этой причине инженерам пришлось разрабатывать принципиально новую схему стыковки, которая была реализована в андрогинно-периферийном аппарате стыковки «АПАС-75», которым были оснащены как «Союз», так и «Аполлон». Аппарат разработали в КБ «Энергия».
Наконец подготовка была завершена. 15 июля 1975 года «Союз» и «Аполлон» отправились на орбиту. Первым был «Союз», стартовавший с Байконура в 15:20 . «Аполлон» запустили с мыса Каннаверал в 22:50. Всего в космос отправились пятеро космонавтов. Алексей Леонов и Валерий Кубасов от Советского Союза и Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон на борту «Аполлона». Самым опытным был командир «Аполлона» Стаффорд, отправившийся в космос уже в четвертый раз. Алексей Леонов был выбран командиром советского экипажа за его мировую известность в качестве первого человека, вышедшего в открытый космос. Кроме того, тогда он столкнулся с непредвиденной ситуацией (его скафандр раздулся и из-за этого он испытал трудности с возвращением на корабль). Алексей Архипович смог рационально справиться с проблемой и зарекомендовал себя как достойный космический специалист. Кроме того, интервью с ним всегда увлекательны, а еще он мастерски рисовал картины. Так что решение назначить его возглавить миссию «Союз-Аполлон» с советской стороны было неудивительным.
Экипаж «Союз-Аполлон (слева направо): Слейтон, Стаффорд, Бранд, Леонов, Кубасов
Во время полета не обошлось и без ЧП. На борту «Союза» было установлено две черно-белые и две цветные видеокамеры для передачи сигнала в прямом эфире на Землю для трансляции по телевидению. В первый день полета выяснилось, что отказала одна из камер цветного изображения. Это было неприятно, потому что в советской практике полет в прямом эфире цветного телевидения транслировался впервые. В ЦУП разработали методику по ремонту каждой из 4 камер, протестировали ее на наземном аналоге «Союз-19» и отправили радиограмму на орбиту. К вечеру 16 июля с «Союза» была проведена первая цветная телепередача.
МО, Калининград, главный зал Центра управления полётами
Экипаж «Аполлона» столкнулся с ситуацией, которая угрожала всей миссии ЭПАС в целом. Космонавтам не удалось с первого раза произвести демонтаж стыковочного механизма между стыковочным модулем и командным блоком. Это означало, что после стыковки не получится перейти из одного корабля в другой. Бортовая команда сделала фотографии последовательных действий по сборке стыковочного механизма, по которым специалисты ЦУПа определили, что нужно сделать, чтобы решить проблему.
Миновало двое суток после старта. 17 июля в 19:12 состоялась стыковка. Американцы отправились в гости на советский корабль. Как вспоминает Алексей Леонов:
«Открываю люк и вижу перед собой улыбающееся лицо Тома Стаффорда. Три года мы к этому шли. Я взял его за руку и втащил к себе в корабль». В результате небольшой задержки легендарное рукопожатие произошло не над Москвой, как планировалось первоначально, а над Эльбой, где тридцатью годами ранее встретились советские и американские солдаты. За рукопожатием наблюдали миллионы советских граждан, трансляция в прямом эфире привлекла внимание мирового сообщества. Алексей Архипович проявил себя как радушный хозяин и приготовил для американских астронавтов приветственные плакаты со словами “O brave new world that has such people in it” из Шекспировской «Бури».
Плакаты, приветстувющие американских астронавтов на борту «Союза». Автор - Алексей Леонов
После – поздравления от глав государств. Генеральный секретарь СССР Леонид Ильич Брежнев голосом диктора Балашова поздравил космонавтов, а президент США Джеральд Р. Форд спросил, трудно ли было состыковать корабли. Первые лица отметили историческую значимость космического эксперимента.
Во время миссии экипажи провели не только идеологические мероприятия (например, обмен флагами), но и множество научных экспериментов. Было сымитировано солнечное затмение: «Аполллон» «затмил» Солнце, благодаря чему экипаж «Союза» провел изучение солнечной короны. Измерена концентрация атомарного азота и кислорода в космосе. Бортинженер Валерий Кубасов стал первым космическим сварщиком. После космонавт в интервью выразил мнение, что в будущем в космосе человечество будет получать сплавы металлов с такими свойствами, о которых не Земле не приходится и помышлять.
Леонов и Стаффорд на борту «Союза»
А.А. Леонов, также известный как талантливый художник, нарисовал на орбите портреты всего американского экипажа. Легендарный космонавт после этого полета поделился мыслями о том, что хотел бы подняться на еще более высокую орбиту, чтобы иметь возможность увидеть нашу планету с еще более полного ракурса и передать ее красоту окружающим. Кстати, параметры монтажной орбиты миссии «Союз»-«Аполлон» составили:
Теплая встреча и продуктивная совместная работа переросла в дружбу между командирами кораблей, Стаффорд и Леонов много общались вплоть до смерти Алексея Архиповича. Томас приезжал на похороны великого космонавта в 2019 году, которого он при жизни называл «братом». Впечатление у мирового сообщества об орбитальном эксперименте было исключительно положительным, ни одно мировое СМИ не оставило негативных отзывов об этом событии, а квинтэссенцию впечатления от него метко выразил в своем интервью американским журналистам Алексей Леонов. Когда его спросили, понравилась ли ему американская пища (в контексте того, что экипажи угощали друг друга своим провиантом), космонавт ответил, что философы говорят: главный секрет хорошего обеда не в том, что ты ешь, а с кем ты ешь.
Жители Хьюстона читают газету с новостями о ходе эксперимента «Союз-Аполлон» 30 июня 1975 года
ЭПАС породил взаимодействие между Советами и Америкой и на уровне создания потребительских товаров. Были выпущены духи «ЭПАС» советского производства, для которых американцы придумали упаковку, а также сигареты «Союз-Аполлон» с вирджинским табаком, пачку для которых нарисовал Леонов.
Демонстрационный проспект сигарет "Apollo-SOYUZ"/ «Союз-Аполлон»
Духи «ЭПАС»
Вспомним, что первоначальная цель ЭПАС – спасение экипажа в космосе. А исполнение систем аварийного спасения во время запуска и полета ракеты-носителя было фактически одинаковым в обеих системах. На самом верху ракеты-носителя располагался твердотопливный двигатель, который уносил спускаемый аппарат с космонавтами в сторону, отрывая его от ракеты. За посадку аппарата отвечали штатные средства корабля. Эта простая и надежная система в действительности спасла жизни Геннадию Стрекалову и Владимиру Титову 26 сентября 1983 года. Такие разные «Аполлон» и «Союз» оказались схожи именно в подходах к спасению экипажа, хотя и при выведении на орбиту.
Слева направо САС «Аполлона» / САС «Союза» / различные версии САС «Союза»
В честь 45-летия полета ASTP (Apollo–Soyuz Test Project) Роскосмос выпустил документальный фильм, который мы предлагаем вам посмотреть.
Сегодня, 21 июля 2020 года мы отмечаем успешное завершение миссии «Союза-19», который после двух суток продуктивных маневров с «Аполлоном» вернул наших космонавтов на Землю. Посадка произошла 21 июля 1975 года в советском Казахстане. «Аполлон» приводнился в районе Гавайев 24 июля 1975 года. Если говорить о влиянии эксперимента на космическую отрасль, то мировое сообщество не увидело бы Мир, Шаттл и МКС без миссии «Союз-Аполлон».
Телефон: +7 (495) 234-0110
Москва, ул. Краснопролетарская, д. 16, подъезд No.5
Тел.: +7 (495) 234-0110
Факс: +7 (495) 956-3346
E-mail: sales@s-ekomplekt.ru